Приобретая товары, работы или услуги для использования в личных целях не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности лицо вступает в гражданско-правовые отношения и в силу закона в этих правоотношениях приобретает статус потребителя. Ежедневно множество людей потребляют товары, работы и услуги, то есть становятся потребителями, таким образом, законодательство о защите прав потребителей является одним из самых актуальных институтов отрасли гражданского права.

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются ФЗ «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом Российской Федерации и Руководящими принципами для защиты интересов потребителей, принятыми в 1985 году на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. А также в соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите прав потребителей» другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Наиболее часто используемыми нормами в институте защиты прав потребителей являются ст. 18 Закона о защите прав потребителей, которая предусматривает права потребителя при обнаружении недостатков в товаре, статья 25 Закона о защите прав потребителей предусматривает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней с момента покупки при соблюдении определенных условий. Статья 29 Закон о защите прав потребителей определяющая права потребителя при обнаружении недостатков выполненных работ, оказанных услуг.

Знание вышеуказанных норм поможет каждому потребителю реализовать свои права предусмотренные законом.